Выбросить деньги, чтобы уберечь нервы

Перед большинством соотечественников, купивших испорченный товар, выбор - вернуть продавцу или оставить все как есть - не стоит. Нашим согражданам проще съесть просроченную колбасу, чем отстаивать в супермаркете свои права.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного компанией «GFK Украина» по заказу совместного проекта Евросоюза и Программы развития ООН, половина украинцев покупает испорченные продукты. При выборе товара большинство наших соотечественников (69% опрошенных) ориентируются на срок годности, половина (48%) на цену, треть (37%) - на состав товара. Однако ни «правильная ориентация», ни богатый потребительский опыт, ни визуальная оценка товара не спасают отечественного покупателя от приобретения некачественного товара.

Казалось бы, продолжение «истории» вполне логично и другим просто быть не может – вернуть негодный товар продавцу в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» - и дело с концом. Однако душа украинского потребителя загадочна и непостижима. Он занимает пассивную позицию в отношении защиты своих прав, объясняя это тем, что в Украине это просто невозможно! При этом 83% уверены, что защита потребительских прав всегда связана со скандалами, которые портят здоровье и настроение, 65% считают, что отстаивать свои права в магазине и базаре нет смысла, поскольку продавцы всеми правдами и неправдами все равно помешают возвращению денег или обмену товара.

Подобные опросы проводятся с завидной регулярностью, и с таким же завидным постоянством фиксируют один и тот же результат. Из года в год нас травят некачественными продуктами, продают негодную одежду и обувь, однако нашему человеку проще съесть, или, на худой конец, выбросить негодный товар, чем попытаться его вернуть.

Психологи недоумевают. Вроде и лишних денег у украинцев нет, иными словами, они не настолько богаты, чтобы позволить себе покупать испорченные продукты и вещи. К тому же теоретически отечественный покупатель как-то пообвыкся с мыслью, что он всегда прав (особенно столичный покупатель). Да и стеснительным нашего человека назвать трудно. Тем не менее, сталкиваясь с конкретной неприглядной ситуацией, большинство «всегда правых» потребителей предпочитают «спрятать голову в песок» и сделать вид, что они не заметили обмана!

Мясо для шашлыка, источающее аромат предприятия по производству сероводорода, сапоги, развалившиеся прямо в коробке, неработающий телевизор и ответы продавцов в стиле специалистов по шоковой терапии – все это обратная сторона наших зарождающихся товарно-денежных отношений. Работники управлений, организаций и обществ по защите прав потребителей не первый год тщетно взывают к обманутым покупателям с призывами отстаивать свои права, однако воз, как говорится, и ныне там.

Между тем личный опыт показывает, что вопреки сложившимся стереотипам, при желании можно вернуть любой товар – и взятый в кредит, и приобретенный на рынке, и купленный в интернет-магазине. Так что, если вас что-то не устраивает, соберитесь с силами, вернитесь и... верните!

Кстати, исследования показывают, что самый требовательный покупатель - это продавец, который после работы сам пришел в магазин. Вам это ни о чем не говорит?

Сергей Поляков, «Потребитель-i»

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Разрешенные к использованию HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Это тест на "человечность".
Image CAPTCHA
Напишите то, что вы видите на картинке (учитывая регистр):