Поле чудес в стране дураков

Поле чудес в стране дураковБойтесь данайцев, дары приносящих», ибо безобидная на первый взгляд покупка может иметь негативные последствия. По вине продавцов бытовой техники покупатель, сам того не желая, может стать нарушителем налогового законодательства – пожелай этого налоговая инспекция.....

«Потребитель» продолжает освещать вопросы нарушения прав потребителей. Вернее, великого множества способов организации «лохотронов», дающих организаторам сверхпрыбыли за счет самой незащищенной категории клиентов – потребителей. То есть нас – граждан. Как это делается, расскажем на примере торговых сетей бытовой техники.

В практике супермаркетов бытовой техники весьма популярна политика проведения распродажных акций бытовой техники и электроники, при которой некий товар предлагается как подарок, бонус. То есть, приобретая, допустим, телевизор, вы в подарок получаете товар помельче, например утюг, электрочайник или какой-нибудь миксер. Естественно, что рекламные объявления по образцу: «При покупке телевизора – утюг бесплатно!» весьма заманчиво действуют на нестабильное потребительское сознание, стимулируя «приплыв» покупателей на дармовые утюги и кофемолки. Некоторыми маркетологами данная схема называется «продажа товарных наборов».

Психологами давно доказано, что такого рода маркетинговые и рекламные ходы являются, скажем так, некорректными. Вам по отдельности может быть нужен или утюг, или телевизор, но «заманчивое» предложение на подсознательном уровне «подстегивает» вас сделать соответствующие ненужные покупки («Ведь на «шару», надо ловить момент, потом не будет!»). Кстати, само понятие «распродажи» предусматривает короткий временной промежуток акции, «ограниченность» и «исключительность» предложения. У потребителя проявляется иллюзия собственной исключительности, везучести, своего рода комплекс «родившегося в рубашке», как дополнительных стимулов совершить «выгодную» покупку.

Эту ситуацию практически каждый наблюдал во время разного рода уличных лотерей и сетевых «пирамид», когда человека буквально зомбируют ключевой фразой-основой «…Вам исключительно повезло, Вы счастливчик!..». Счастья ведь так хочется, его так не хватает… Потому кофемолка успешно становится неким символом-заменителем этого самого недостающего счастья, компенсатором невезения. В суматохе распродажи и погоней за «выгодным предложением» потребитель не успевает соразмерить свои потребности. И, по выражению торговцев, «пипл гребет» все, что подсовывают под руку, и что хорошо разрекламировано. При этом мало кто обращает внимание на то, что в другое время оба товара (телевизор+утюг) можно по отдельности купить за те же деньги, если не дешевле.

Эта схема используется гораздо чаще, чем можно даже себе представить: во время «акции» за покупку телевизора за 1000 гривен утюг «бесплатно», а вне «акции» телевизор стоит 900 гривен, а утюг - 100 гривен…

Сейчас торговцы стали осмотрительнее. И если раньше при подгонке товара под «акцию» применяли ранее выставленный товар (то есть некоторые внимательно следящие за ценами потребители могли «вычислить» истинное содержание «акции», когда месяц назад телевизор модели «ААА» стоил 900 гривен сам по себе, а во время акции с «дармовым» утюгом он уже стоит 1000 гривен), то сейчас под подобные «акции» попадают новые партии и новые марки товара, ранее не поступавшие в продажу. Благо практически каждый месяц модельный ряд каждого производителя пополняется новыми модификациями, уследить за которыми довольно трудно. Потому, например, сегодня во время «акции» телевизор новой модели «ААВ» с утюгом стоит 2000 гривен, а после «распродажи» он будет стоить 1900 гривен (без утюга).

Некоторые магазины уходят от этого еще одним способом: продавался телевизор по цене 1000 гривен, потом его выставляют по цене 1200 гривен. Продержав эту цену неделю-другую, и даже «продав» по этой цене пару штук (чтобы зафиксировать документально «реальную» покупательскую стоимость товара). После этого во время «акции» телевизор плюс утюг выставляется стоимостью в 1100 гривен, из которых, как и положено, реальная скрытая стоимость телевизора 1000 гривен, утюга – 100 гривен. Но продается-то один телевизор (утюг дарится), и стоимость его на сотню гривен ниже предыдущей.

Важный правовой момент, который тоже стал учитываться торговцами в последнее время, и на первых порах подпортил их «акционные» задумки и искания. По законодательству Украины, если потребитель (физическое лицо) получил какой-либо подарок (то есть любой товар безвозмездно), то считается, что потребитель получил доход, который подлежит налогообложению. То есть, помните, что получив подарок, вы обязаны его задекларировать, уплатить налог. Продавец тоже должен принять в этом самое действенное участие.

Потому «бойтесь данайцев, дары приносящих», ибо безобидная на первый взгляд покупка может иметь негативные последствия. По вине продавцов бытовой техники покупатель, сам того не желая, может стать нарушителем налогового законодательства – пожелай этого налоговая инспекция.

Чтобы уйти от этого, многие продавцы бытовой техники несколько видоизменили условия «акций», вместо формулировок «+ утюг бесплатно», перейдя к формулировкам «+ утюг за одну гривну». Согласимся, что суть подобных «акций» от этого не меняется, разве что прибавился элемент уклонения от уплаты налогов.

Допустим, Вы «повелись» на акцию и «купили» телевизор за 999 гривен и чайник за 1 гривну. Что подтверждено имеющимися у вас финансовыми чеками и счетами. Ни для кого не секрет, что «прилагаемые» чайники и утюги, выступающие «довесками» к основному товару (телевизору) – полный неликвид, который, собственно говоря, и продается любым способом в силу неликвидности и «лежалости» товара. Потому ничего удивительного в том, что большинство потребителей, начав пользоваться купленными утюгами, выявляют их полную неработоспособность.

В таком случае, по Закону Украины «О защите прав потребителей», потребитель, в частности, имеет право требовать расторжения договора и возврата уплаченных сумм, либо же замены товара на иной, аналогичный. Заменить товар продавец откажется, сославшись на объективные причины – отсутствие данной модели утюгов (чайников) в наличии в исправном состоянии. К сожалению, вся партия оказалась бракованной. А менять один неликвид на другой продавец откажется (открыто возмутившись даже предложением потребителя совершить подобную замену). Вместо этого потребителю будет предложено расторгнуть договор, вернуть продавцу чайник (утюг) и забрать назад … уплаченную 1 гривну (все строго по чеку - то есть сумма, за которую этот утюг и был официально куплен). И при этом не забудем: чайник (утюг) за 1 гривну на самом деле стоит все те же 100 гривен. Ведь это фактическая цена, за которую он продан (если сопоставить общую стоимость «товарного набора» (телевизор+утюг).

А потребитель, который вообще получил утюг в подарок, мало того, что не заплатив налог, становится нарушителем налогового законодательства, так еще и расторгая договор, ничего не получает взамен. Дармовый чайник можно вернуть, но взамен – что? Дареному коню в зубы не смотрят…

Такова истинная цена и сущность распродажных акций «товарных наборов» по ничтожным ценам.

В ряде случаев супермаркеты бытовой техники идут еще дальше, страхуя себя даже от минимальных рисков «наезда» со стороны несговорчивых потребителей.

Некоторые «предоставляют» торговую площадь и торговые залы под своей вывеской «в аренду» какому-нибудь ЧП «Телевизоры & утюги Лимитед». Через это ЧП и сбывается весь неликвид. Вывески известной торговых марок является гарантией высокой посещаемости и определенного уровня доверия потребителей. В случае «разборок», когда недовольный потребитель приходит с жалобой по поводу товара, сетуя, что холодильник не столько охлаждает воздух, как его нагревает, менеджеры магазина только разводят руками: «Ничем помочь не можем, это ЧП арендовало у нас стенд, продавало такие холодильники, а сейчас исчезло.

Обратите внимание на чек, вы покупали товар и платили за холодильник именно ЧП «Телевизоры & утюги Лимитед», но никак не торговой сети. Ищите их сами…».

Мы уже не говорим о количестве контрабандно ввезенной бытовой техники.

Если сопоставить статистику таможенных органов о пересечении Государственной границы Украины грузами бытовой техники и статистику количества реализованных на территории Украины единиц бытовой техники – разница будет колоссальной. Опять же заметим, «контрабасом» ввозятся, как правило, неликвидные товары. В силу морального старения не продаваемые или же по экологическим или иным нормам жестко забракованные в стране-производителе. А супермаркеты бытовой техники становятся местом не только легализации такого рода товаров, но и площадками для весьма ловкого выкачивания денег из потребителей за подобный неликвид. Попутно демпинговыми методиками уничтожая конкурентов.

Сергей Поляков

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Какой бардак...

---
анкерный болт

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Разрешенные к использованию HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Это тест на "человечность".
Image CAPTCHA
Напишите то, что вы видите на картинке (учитывая регистр):