Дисконт на порядочность

Дисконт на порядочностьО недостоверных ценниках и «лишних товарах» в чеках написано уже столько, что повторяться, наверное, не стоит. Случаи обмана покупателей за последние несколько лет стали привычной составляющей «европейского» сервиса. Потребители не устают жаловаться на качество обслуживания в супермаркетах, но, не имея альтернативы, продолжают в них обслуживаться. Неудивительно, что покупатель в наших «супер-», «гипер-» и прочих «маркетах» является не желанным посетителем, а просто кошельком с деньгами

КАК У НИХ

Норвежские супермаркеты «Кооп» возвращают деньги всем покупателям, не удовлетворенным приобретенными товарами. «Если вам не понравилась покупка, мы вернем деньги без лишних вопросов»,- заявляют представители компании. Деньги возвращаются даже за съеденные продукты питания в случае, если те показались потребителю невкусными, а также за корм для животных, если домашние любимцы не хотят его есть. Понятно, что дело здесь вовсе не в поражающей воображение заботе о потребителе, а в огромной конкуренции между торговыми сетями. Чтобы завоевать новых клиентов и удержать старых, участникам рынка приходится проявлять незаурядную изобретательность. Представитель сети «Кооп» Видар Улленроед признается, что таким необычным образом его компания пытается переманить покупателей от конкурентов. Вместе с тем руководство рассчитывает на порядочность своих покупателей в надежде, что те не слишком часто будут забрасывать их жалобами.

КАК У НАС

Если в Европе владельцы супермаркетов при отстаивании своих интересов действуют достаточно тонко и даже, можно сказать, интеллигентно, то представители украинских торговых сетей явно рассчитывают на то, что их потребители не умеют ни читать, ни считать. Дисконтные карточки в иных сетях не в силах перекрыть накрутку супермаркета на товары по сравнению с аналогичной продукцией в других торговых точках.

В Краматорске супермаркеты полным ходом используют дисконтные программы каждый на свой лад.

Только два из имеющихся в городе супермаркета «АТБ» и «Марс» не используют дисконтные карточки.

Самыми распостраненными в городе являются накопительные дисконтные программы. Ими завлекают к себе «Велика Кишеня», «Абсолют», «Арбат».

«Велика Кишеня» при покупке на сумму свыше 150 грн. выдает карточку со скидкой в 1%, а при покупке на 350 грн. карточку со скидкой на 2%. Затем сумма каждой последующей покупки зачисляется на дисконтный счет. Владельцы 1%-ой карточки, накопив на своем счету 2000 грн., получают карточку со скидкой уже в 2%. После этого дисконтный счет обнуляется, и владелец карточки начинает накапливать деньги на дисконтном счете с нуля. Владельцы 2%-ой карточки по достижении 5000 грн. получают новую дисконтную карточку со скидкой аж в 5%.

В «Абсолюте» 1%-ю дисконтную карточку можно получить, совершив одноразовую покупку на сумму свыше 100 грн. Далее, накопив на личном дисконтном счете 7000 грн., покупатель получает карточку с 2%-ой скидкой, а по достижении 12000 грн. - 5%-ю карточку. При достижении 7000 грн. личный счет не обнуляется.

Супермаркет «Арбат» выдает сразу 2%-ю дисконтную карточку. Для этого нужно единоразово потрать 150 грн. Далее, накопив на личном счете 6000 грн., покупатель получает 3%-ю скидку. Дальше - самое интересное. Для того, чтобы получить 5%-ю карточку, покупатель должен оставить в «Арбате» в общей сложности 60 000 грн.! По нашим приблизительным подсчетам на это уйдет около пяти лет...

Дисконтная программа супермаркета «БУМ» отличается оригинальностью от всех подобных программ в городе. Приобретая товар на сумму более 30 грн., покупатель получает дисконтный талон на 3%, которым он сможет воспользоваться только при следующей покупке при условии заполнения анкеты о качестве обслуживания в магазине ( очень интересно было бы почитать - прим. автора). При следующей покупке на сумму более 30 грн. покупатель опять получает талон с 3% скидкой и так далее. Кстати, мы с большим удивлением узнали о существующей программе скидок - автор регулярно совершает покупки в данном супермаркете, но скидок почему-то никто не предлагал.

Недавно открывшийся «ЭКО-Маркет» применяет в своей практике несколько другую, не накопительную систему скидок. Собственно, скидка здесь всего одна - 3%. Дисконтную карточку с 3%-ой скидкой можно получить либо совершив покупку на сумму более 200 грн., либо попросту купив у кассира за 10 грн.

Самые привлекательные условия оказались у супермаркета «Любимый». Здесь при покупке на сумму от 100 грн. покупателю выдается дисконтная карта с 3%-ой скидкой, а при покупке на сумму свыше 250 грн. - карту с 5% скидкой. На наш взгляд - очень удобно, и никакой головной боли с накопительными счетами и их контролем. Особо отметим, предоставление 3%-ой дисконтной карточки всем пенсионерам в независимости от суммы покупки.

Такой странный разброс в подходе к дисконтным программам, в частности к суммам, необходимым для получения определенной скидки (сравните - от 250 грн в «Любимом» до 60 000 грн в «Арбате» за скидку в 5%) можно объяснить только жадностью руководства и (или?) твердолобостью службы маркетинга краматорских супермаркетов.

Ни для кого не секрет, что Краматорск в Донецкой области является одним из самых дорогих городов по уровню цен, особенно на продукты питания. Поэтому дисконтные программы местных супермаркетов представляют собой просто красивые слова и цифры в рекламных материалах, и не более...

КАК ОНИ НАС...

Проблемы с покупками и обслуживанием в сетевых магазинах появились вместе с увеличением их оборота. Все большее число украинцев предпочитают делать покупки с удобствами. Оно и понятно: ходить по чистому, ярко освещенному (кстати, специалисты называют освещение одним из основных способов оптимизации продаж) большому магазину, да еще и под музыку гораздо приятнее, чем мерзнуть на рынке. И загружать многочисленные пакеты с покупками в багажник машины прямо из тележки несравнимо удобнее, чем тащить их на себе. Однако все эти удобства не могут замаскировать голую правду: в супермаркетах обманывают, обсчитывают и обвешивают ничуть не менее мастерски, чем на рынке. К тому же, какая бы дата производства ни стояла на упаковке, это не уменьшает риска отравиться продуктом. Интересно, что сотрудники супермаркетов даже после прямого указания покупателя на то, что срок годности на данный товар истек, убирают его с прилавков с явной неохотой (см. «Потребитель» N№6, «На тобі, Боже, що мені не гоже...»). Зачем торопиться, если его все равно кто-нибудь купит?

По мнению психологов, украинские супермаркеты привлекают покупателей вовсе не растущим качеством обслуживания, а эдаким эффектом причастности к более высокому уровню жизни. «Когда появились первые супермаркеты, далеко не все люди могли себе позволить совершать в них покупки. Сегодня товары из этих больших магазинов стали доступны практически всем слоям населения, и это стало своеобразным «осуществлением мечты». И теперь очень трудно от этого отказаться, тем более что альтернативы нет»,- отмечает психолог Оксана Навроцкая.

Благодаря все тем же психологическим приемам был подогрет небывалый ажиотаж вокруг гипермаркета «Метро Кэш энд Керри». Ставка на покупателей оптовых партий товара (в торговый зал не допускаются посетители без именного пригласительного) позволила данному гипермаркету завоевать такую популярность, которую трудно было бы получить даже при помощи самой дорогостоящей рекламы. Хотя трудно предположить, что заинтересованные лица могли бы в данном случае рекламировать: цена за единицу товара здесь даже выше, чем в обычных «розничных» супермаркетах. Плюс ко всему некачественный товар «благодаря» некоторым юридическим нюансам вернуть практически невозможно. Вот так они нас...

Сергей Поляков

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Разрешенные к использованию HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Это тест на "человечность".
Image CAPTCHA
Напишите то, что вы видите на картинке (учитывая регистр):