АвтоПлановое «попадалово»

автопланСудя по тому, что граждане все еще попадаются на нехитрые (и ухищренные), уловки мошенников, складывается ряд выводов. И первый из них касается того, что люди не читают договоры перед подписанием или не понимают, в какие они вступают отношения согласно договору. Кроме того, они слепо верят дешевым рекламным акциям и простым обещаниям.

Уже несколько лет в Украине и в частности в Краматорске («Автоплан») функционируют под разными названиями и брендами организации, которые занимаются построением своего бизнеса по принципу продажи в группах. По мнению юристов Краматорского общества защиты прав потребителей - это самая обычная финансовая пирамида.Рассмотрим суть схемы на примере «Автоплана»: 1. На основе хорошо продуманной рекламной кампании, в которой завуалирована суть самой услуги (в рекламе – кредит, на деле – не совсем так), формируется группа претендентов на покупку автомобиля.2. Каждый участник указанной группы оплачивает одноразовый (и невозвратный) вступительный взнос (название может быть другим, но суть – невозвратный – не меняется). 3. Каждый участник указанной группы ежемесячно (до закрытия группы) вносит платеж, который, как правило, состоит из двух частей: чистый платеж – направляется на оплату приобретаемого товара (автомобиля), и платеж за услугу – на оплату услуг администратора группы (того, кто организовал группу – сформировал ее, организует распределение автомобилей и т.д.). 4. В зависимости от условий договора (или приложения к договору) определяется очередность получения участником группы автомобиля в периоде, за который были внесены периодические платежи всеми участниками. Это может быть розыгрыш (принцип лотереи), приоритет тому, кто больше периодических платежей внес, различные бальные системы и т.д. Суть – определение «счастливчика», которому в конкретном периоде достанется заветный автомобиль. 5. После того, как все участники группы получат автомобили, группа закрывается.На практике кампания предлагает гражданам оплатить низкий первый взнос - от 1% (Car Credit) до 3% («Автоплан»), и, кроме того, «кредиты» под очень низкие, даже неприлично низкие проценты (от 4,2% годовых). Во всяком случае, менеджеры объясняют, что компания предлагает кредит под низкий процент, и клиент получит заветный автомобиль «в ближайшее время». И как отказаться от такой возможности обзавестись собственным автомобилем? А продавцы только и рассчитывают на то, что сработает несколько закономерностей. Во-первых, потенциальный участник группы должен поверить, что автомобиль достанется ему без бюрократической волокиты, - после предъявления паспорта и выплаты вступительного взноса. Во-вторых, автомобиль якобы продают “на шару”, то есть, клиент может купить его без необходимой суммы денег на первый взнос и с поразительно низкими, прямо таки “европейскими” процентами. Ну и в третьих - должен сработать закон чувства собственного достоинства (ЧСД). Суть его заключается в следующем: чем больше собственности у данного индивида, тем выше его чувство собственного достоинства. Для многих граждан, у которых нет достаточных накоплений для приобретения автомобиля с его полной оплатой, и которые по известной причине (низкая платежеспособность) неинтересны кредитным учреждениям, покупка автомобиля, в силу указанных выше правил, становится реальностью. На первом этапе планирования покупки автомобиля срабатывает закон ЧСД. Все остальное (договоры, приложения к ним и т.д) становится второстепенным по отношению к почти осязаемой вещи – ВАЗу, Шкоде, Дэу или другому автомобилю. Выше описана общая схема функционирования системы. На практике же участники группы сталкиваются со многими проблемами. Суть основных проблем следующая. Потенциальный участник покупки автомобиля в группе сталкивается с тем, что вместо обещанной автомашины получает счета на оплату очередных платежей. Ведь, привлекая участника в группу, менеджеры по продажам умышленно умалчивают, что для получения автомобиля в ближайшие 2 – 6 месяцев нужно быть или счастливчиком (выиграть в лотерею первые номера в очереди на получение автомобиля), или проплатить значительную часть (от 30 до 50%) стоимости автомобиля. Немногие согласны с тем, чтобы ждать 60-84 месяцев своей очереди (без автомашины) и при этом аккуратно вносить периодические платежи. Разумный вопрос: кто кого кредитует? Оказывается, участник группы кредитует самого себя, причем оплачивая проценты за кредит… администратору (организатору) группы. В этом случае лучше накапливать нужную сумму на депозитном счете в надежном банке. Но о таких проблемах участник группы узнает через 2-4 месяца, когда уплачены вступительный взнос и несколько периодических платежей. Логичное решение – разорвать договор и получить деньги назад. И вот тут-то горе-автолюбитель сталкивается со следующей проблемой. Система построена так, что интересы покупателей практически не учтены в договоре. Во-первых, участник группы понял, что покупая автомобиль таким образом, ЧСД останется неопределенное и продолжительное время на прежнем уровне. Но получить обратно деньги быстро и без потерь уже не так-то просто. Первоначальный (вступительный) взнос и часть периодических платежей (на оплату услуг администратора группы) не возвращаются. Кроме того, период возврата накопленной суммы «чистых платежей» привязывается к дате закрытия группы. То есть, после того, как все оставшиеся участники группы получат автомобили. Как правило, это происходит в течение 60 – 84 месяцев. Во-вторых, с ростом цен на автомобили (а они растут) пропорционально будет увеличиваться и размер периодических платежей. То есть риск роста цены на автомобили переложен на участника группы. К тому же решение споров в суде – дело малоперспективное в силу разных причин (проблемы самой судебной системы, сильная юридическая поддержка администраторов, юридические «нюансы» договоров и т.д.). Одним из условий продолжительного функционирования любой системы является наличие элементов самой системы. Проще говоря, система покупки автомобилей в группах не функционировала бы, если бы не было достаточного количества участников группы. Думаю, что если бы потенциальные участники группы внимательно читали все, что подписывают, разобрались во всех деталях системы, - обманутых было значительно меньше или вообще не было.

Как отличить компанию по покупкам в группах

  1. Компания предлагает очень низкий процент по кредиту, гораздо ниже уровня инфляции и учетной ставки НБУ
  2. У нее нет лицензии на выдачу кредитов населению, выданной Госфинуслуг или НБУ
  3. У нее нет статуса финучреждения или банка. Она зарегистрирована в форме обычного ООО
  4. Договоры, которые предлагают подписать клиентам, прописаны не четко и запутано.
  5. В них отсутствуют четкие сроки получения автомобиля, гарантии и процедура его выдачи

«Групповушники»:

  1. ООО «Скарбниця громады»
  2. ЗАО «Филдес-Украина»
  3. ООО «Лидер-плюс»
  4. ЗАО «AICE Украина» (Автоплан)

Сергей Поляков, «Потребитель-i»

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Разрешенные к использованию HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Это тест на "человечность".
Image CAPTCHA
Напишите то, что вы видите на картинке (учитывая регистр):