Права потребителей

Основой регулирования отношений между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ, услуг является Закон Украины от 12.05.1991 г. № 1023-ХII “О защите прав потребителей” (Законом Украины от 01.12.2005 г. № 3161-IV данный Закон изложен в новой редакции) (далее - Закон о защите прав потребителей). Данный Закон устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
В контексте Закона о защите прав потребителей потребителем является физическое лицо, которое приобретает продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью; производителем, продавцом товаров, исполнителем работ, услуг признается субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, формы собственности, в том числе и физическое лицо - предприниматель.
Закон о защите прав потребителей распространяется на всех продавцов, производителей, исполнителей независимо от формы собственности и организационно-правовой формах их деятельности. Физические лица - предприниматели должны исполнять требования данного Закона так же, как и крупные предприятия.
Обязанности предпринимателей в сфере работы с потребителями неразрывно связаны с правами и обязанностями последних. Закон о защите прав потребителей не распространяется на взаимоотношения производителей и продавцов с юридическими лицами и физическими лицами - предпринимателями.
Обязанности продавца (производителя)
Рассмотрим наиболее важные обязанности продавца (производителя, исполнителя), которые следуют из вышеперечисленных прав потребителей.
1. Обязанности продавца (производителя, исполнителя), следующие из прав потребителей на надлежащее качество продукции.
Основной обязанностью продавца (производителя, исполнителя) является обязанность передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции.
Рассмотрим последствия реализации товара ненадлежащего качества. Товары ненадлежащего качества - это товары, имеющие недостатки.
В ст. 8 Закона о защите прав потребителей произведено разделение недостатков товаров на:
1) недостатки;
2) существенные недостатки.
В зависимости от этого потребитель имеет различные права требовать устранения таких недостатков, а продавец - различные обязанности. Обобщим вышеуказанное в виде таблицы.
Отметим, что такое разграничение недостатков товаров на “просто” недостатки и существенные недостатки несколько сужает права потребителя по сравнению с существовавшими до вступления в силу новой редакции Закона о защите прав потребителей.
Так, если ранее в случае выявления “просто” недостатков потребитель имел право в том числе на расторжение договора и возврат уплаченной суммы, то теперь такое право он имеет только при выявлении существенных недостатков. В противном случае потребитель имеет право требовать только уменьшения цены, возмещения стоимости ремонтных работ либо их проведения продавцом (производителем).
Отметим, что потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара и по истечении гарантийного срока, в течение установленного срока службы, а если таковой не установлен - в течение десяти лет, если в товаре были обнаружены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя.
Отметим, что указанные требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если продавец или производитель докажут, что недостатки товара возникли в результате нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения.
Закон о защите прав потребителя предоставил потребителю право отказаться от договора о выполнении работ (предоставлении услуг) при предоставлении некачественных работ и услуг и требовать возмещения ущерба, если исполнитель приступил к работе несвоевременно и не может закончить ее в срок. Однако новая редакция Закона содержит указание на то, что, в случае если выполнено свыше 70 % общего объема услуги или работ, потребитель имеет право расторгнуть договор лишь на ту часть услуги или работ, которая осталась невыполненной. В этом случае потребителю надлежит произвести оплату той части работы, услуги, которая выполнена.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Разрешенные к использованию HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Это тест на "человечность".
Image CAPTCHA
Напишите то, что вы видите на картинке (учитывая регистр):