Кто ответит за отдых?

Кто ответит за отдых?Мало кто из потребителей знает, что в случае банкротства турфирмы или срыва проданного ею тура туристам положена компенсация за счет так называемой финансовой гарантии туроператора. Мы узнали, как механизм фингарантий работает в реальной жизни и сколько вообще можно «выбить» из туркомпании.

Чтобы защитить туристов от неприятных ситуаций, регулятор требует от туроператоров еще при получении лицензии покупать гарантию в финансовом учреждении на сумму минимум 20 тыс.евро.
Согласно ст. 15 Закона «О туризме», в случае банкротства или неплатежеспособности туркомпании (в том числе не оплаты проживания туристов в отеле, перелета и так далее) эти деньги могут быть потрачены на возвращение людей на Родину и на возмещение им стоимости тура. Теоретически, в каждом из этих случаев обиженный турист может обратиться в банк, выдавший туроператору гарантию с заявлением, ваучером и документом, подтверждающим срыв запланированного отдыха. После этого он якобы может получить выплату за счет гарантии и хоть как-то компенсировать свои потери. Но на практике, казалось бы, хороший механизм защиты туристов работает несколько иначе.
Никаких гарантий
Во-первых, гарантии туроператорам по хитрой схеме обеспечивают в основном не банки, а страховые компании - путем страхования финансового риска неплатежеспособности. Выгодоприобретателем по такому полису выступает, как правило, сама туркомпания, которая после получения денег от страховщика должна будет рассчитаться с пострадавшими туристами. Схема выплат достаточно запутанная, и воспользоваться «страховыми» деньгами удается далеко не каждому путешественнику, чей отдых был испорчен. Кстати, такой риск как исчезновение компании с рынка с собранными с клиентов деньгами эта страховка вообще не покрывает - только риск банкротства и невыполнения обязательств. О самой страховой сумме в 20 тыс. мы вообще молчим - ее хватит разве что на компенсацию ущерба 15-20 туристам...
Во-вторых, для того чтобы получить деньги от страховщика, туроператору (а потом и нам, туристам) еще нужно доказать факт наступления страхового события. Туркомпания должна предоставить документы, подтверждающие срыв договоров именно из-за неплатежеспособности (а не халатного отношения к работе или других факторов), или решение суда о возбуждении дела о банкротстве. Понятно дело, делать все это туркомпания будет в самом крайнем случае...
Отдохнули ужасно
К примеру, что делать менеджеру проектов Владиславу, который как-то выбрал в разгар сезона для себя и семьи турецкий отель Sultan Saray, а по приезде выяснилось, что свободных мест там нет. Отдыхающих туркомпания поселила в отеле Club Salima, а затем, проявляя внимание и сочувствие, перевезла в Ozkaymak и так далее. Получился не отдых, а круиз по отелям. Причина - фирма заранее не выкупила номера в обещанном отеле, а понадеялась, что места чудом найдутся. Увы, не нашлись.
В подобных случаях юристы  общества защиты прав потребителей «Содействие» советуют собирать документальные подтверждения невыполнения договора о предоставлении туристических услуг (фотографии плохого отеля, ответы на претензии туристов администрации отеля и прочее), а по возвращении ругаться с туроператором и подавать в суд, требуя компенсации морального и материального ущерба. Сбор доказательств в этом случае - вещь архиважная.
В большинстве случаев при возникновении спорных ситуаций турфирмы идут на мировую (даже если она неоправданна), предлагая туристу в качестве компенсации бонус, скидку или особые условия продажи нового тура. Так что очень часто до суда дело и не доходит.
Если турфирма вяло реагирует на претензии, можно подать жалобу в Государственную службу туризма и курортов или в Комитет по защите прав потребителей. Это вполне может отрезвить туроператора, ведь он рискует лишиться лицензии или навлечь на себя серию проверок контролирующих структур. Также вполне реально выиграть дело в суде. К примеру, недавно суд рассматривал иск туристов, которых забывчивая менеджер сориентировала ехать из другого города в Борисполь не в день отъезда! Ошибка, конечно, нешуточная. Туристы в итоге потребовали компенсировать стоимость тура. Плюс к тому оценили свой моральный ущерб в 3,5 тыс. грн. каждый. И суд согласился с этим, приняв решение в их пользу. Всегда бы так, возможно, забывчивых и недобросовестных турменеджеров стало бы гораздо меньше.
Покупаем правильно
А вообще, чтобы не судиться, очень важно изначально грамотно покупать тур. Поездки обычно организовывают крупные туроператоры - они бронируют отели и заказывают чартерные перелеты. Реализовывают они этот товар через Интернет и мелкие (сетевые и единичные) агентства-дилеры, офисы которых встречаются на каждом шагу.
Главный вопрос, который нужно задать перед покупкой ваучера: а кто, собственно, туроператор, и есть ли у него гарантия или страховка финансового риска?
Если менеджер не хочет отвечать, стоит отправиться в другой офис. Нет смысла ехать за границу, опираясь на поддержку маленькой фирмочки, которая мало за что способна ответить. Ее задача - продать пакет и получить свои 8-10% комиссионных от туроператора. Все остальное - проблемы туриста.

НАША СПРАВКА
Когда можно отказаться от тура и вернуть деньги
По Закону «О туризме», турист имеет право разорвать договор туристического обслуживания до начала поездки в связи с существенными изменениями обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся:
• ухудшение условий поездки, изменение ее сроков;
• непредусмотренное увеличение транспортных тарифов;
• введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
• резкое изменение курса национальных валют.

Что делать если туркомпания продала некачественный тур.
1. Обратиться с жалобой к администрации отеля, гиду, туроператору.
2. Собрать доказательства предоставления некачественной услуги (фото, подписанные жалобы, свидетельства коллег по туру и прочее)
3. По возвращению на Родину обратиться в туркомпанию с просьбой       о компенсации недополученного в туре.
4. В случае запирательств туркомпании обратиться с жалобой в Госслужбу туризма и курортов.
5. Если туркомпания и после жалобы отказывается возместить ущерб добровольно, обратиться в суд с иском о возмещении морального и материального ущербаКогда можно отказаться от тура и вернуть деньги
По Закону «О туризме», турист имеет право разорвать договор туристического обслуживания до начала поездки в связи с существенными изменениями обстоятельств.

К таким обстоятельствам относятся:
• ухудшение условий поездки, изменение ее сроков;
• непредусмотренное увеличение транспортных тарифов;
• введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
• резкое изменение курса национальных валют.
Что делать если туркомпания продала некачественный тур.
1. Обратиться с жалобой к администрации отеля, гиду, туроператору.
2. Собрать доказательства предоставления некачественной услуги (фото, подписанные жалобы, свидетельства коллег по туру и прочее)
3. По возвращению на Родину обратиться в туркомпанию с просьбой       о компенсации недополученного в туре.
4. В случае запирательств туркомпании обратиться с жалобой в Госслужбу туризма и курортов.
5. Если туркомпания и после жалобы отказывается возместить ущерб добровольно, обратиться в суд с иском о возмещении морального и материального ущерба
Алла Снежко, «Потребитель-i»

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Разрешенные к использованию HTML тэги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Это тест на "человечность".
Image CAPTCHA
Напишите то, что вы видите на картинке (учитывая регистр):
 
 
; Кобура кайдекс